Заказать звонок
+7 499 444 21 48
коммерч.отдел (доб. 103)

8 800 600 35 79
техническая поддержка

Статьи

Новый цифровой стандарт работы в отрасли обращения с ТКО

15.06.2023
В современном российском бизнесе осталось мало сфер, где не были бы цифровизированы основные процессы.
Отрасль обращения с отходами идет в ногу со временем с одним существенным исключением – определенные объекты (полигоны, комплексы по переработке отходов, мусороперегрузочные станции) до последнего времени являлись островком без цифровизации.
Компания «ТКО-Информ» ‒ разработчик систем автоматизации для отрасли обращения с отходами ‒ успешно распространяет подходы к автоматизации логистических процессов на объекты размещения и переработки отходов. Директор по разработке продуктов компании «ТКО-Информ» В. М. Селиванов рассказал нам о том, с чего начиналась работа на таких объектах, с какими трудностями сталкивалась компания и как ее решения меняли ситуацию.

‒ Василий, расскажите, пожалуйста, как начиналась автоматизация работы полигонов?
‒ В 2016 г. мы начали строить систему снизу, автоматизировав и стандартизировав процессы перевозчика. С появлением региональных операторов мы создали решение для их взаимодействия с подрядчиками и субподрядчиками, позволяющее участникам отрасли выстраивать отношения в рамках гибкой децентрализованной сети договоров. И, наконец, мы взялись за автоматизацию полигонов и МПС. Было решено сделать не еще одну систему учета взвешиваний «в табличку», а систему для управления бизнес-процессами любого объекта (вне зависимости от оснащенности оборудованием) с любой схемой движения.

‒ С какими проблемами вы столкнулись на старте разработки решения для полигонов?
‒ Первая проблема, с которой мы столкнулись ‒ отсутствие надежных каналов связи и условий для размещения серверного оборудования. В ответ мы предложили не только чисто технические решения (устанавливаем усилители сигналов связи, оборудование размещаем в шкафах, ставим ИБП, резервируем питание), но принципиальный выход из ситуации – дублирование всех данных в управляющей системе владельца полигонов в облаке на серверах в центрах хранения и обработки данных.
Одновременно мы получаем возможность объединять в системе владельца полигонов данные с нескольких принадлежащих ему объектов.

‒ В чем фишка АИС «Отходы-Инфраструктура», в чем ее особенности?
‒ Ключевых особенностей две. 
Во-первых, в качестве концепции была выбрана модель автоматического, т. е. без участия человека, ведения транспортного средства по маршруту на объекте от его пропуска на объект до выезда с объекта. Нам пришлось «подружить» нашу систему с весами, шлагбаумами, камерами, системами распознавания, со светофорами, с информационными табло, с индукционными петлями, с инфракрасными датчиками, рамками радиационного контроля, RFID-антеннами.
Получив такой набор данных, мы имели возможность выстроить систему с динамическим и настраиваемым для каждого объекта алгоритмом ведения транспортного средства. Но и здесь все пошло не так гладко, как хотелось бы. Мы не смогли добиться корректного автоматического закрытия шлагбаума от существующих систем, предназначенных в основном для парковок. Мы же имеем поток мусоровозов с различным клиренсом, в том числе присутствует необходимость пропускать сцепки, и при этом расстояние между автомобилем и прицепом может быть выше 3 м. Но мы разработали собственную систему управления шлагбаумами. В процессе выяснилось, что системы распознавания номеров часто ошибаются в распознавании региона номерного знака транспортного средства, что выводит процесс из автоматического режима, и пришлось сделать правила постобработки распознанного номера более гибкими, чем заложено в различных системах распознавания.
Водитель мог приехать с грязным номером или дальним светом.
Мы проработали систему общения с водителем посредством цифрового табло. Диспетчер, не выходя из здания, может просто отправить на информационное табло требование для водителя, например «Протри номер» или «Выключи свет». Иногда водитель самосвала мог забыть закрыть кузов, а впереди его ждала кабельная трасса, которую несколько раз сносили. Это тоже решаемая задача – ставим датчики, шлагбаум перед опасным участком, информационное табло и настраиваем поведение системы: не открываем шлагбаум и выводим на табло надпись «Закрой кузов». Нужно решить проблему регулирования движения – пожалуйста. На объекте одни весы, по которым организовано реверсивное движение. Любой мусоровоз имеет статическую массу кузова, бункеровоз же загружает на себя различные в массе нетто бункера. У нас есть вся информация, и мы научили систему выпускать мусоровозы по короткому пути без обратного взвешивания, а бункеровозы синхронизировать с встречным движением на весах. Так у нас появилась модель управления перекрестками. Каждую проблему мы превращали в преимущество нашей системы, и сейчас без преувеличения можно сказать, что система имеет огромную степень гибкости в настройке. Мы работаем с оборудованием различных производителей и умеем гибко настраивать поведение всей системы как в минимальной конфигурации (совсем без оборудования), так и со всем разнообразием датчиков и оборудования.

‒ А вторая?
‒ Взаимодействие регоператоров и перевозчиков с объектом строится на основе электронных трехсторонних договоров. Такие договоры 
фиксируют условия отношений (типы отходов, лимиты, графики, транспортные средства и др.), к ним привязываются данные каждого рейса. Проезд 
и разгрузка (а в случае с вторичных материальных ресурсов и загрузка) любой машины возможны только в рамках таких договоров, и реализуется это через электронные талоны или электронные пропуска, которые формируются под каждый отдельный рейс. Что важно, формируются такие талоны автоматически, и они содержат всю необходимую информацию, чтобы принять и обработать транспортное средство, а также учесть экономические параметры рейса в договорных отношениях сторон.

‒ Какое самое большое достижение с точки зрения автоматизации Вы можете назвать? Какую глобальную задачу удалось решить?
‒ Одним из ключевых достижений можно назвать уход от бумажных пропусков. Имея полностью автоматизированную модель с электронным пропуском, не нужно писать на бумаге, кто приедет, что привезет, заботиться о том, есть ли на счету клиента владельца мусоровоза деньги. Вся информация есть в системе. От этого выиграли все. Каждый участник отрасли получил полностью прозрачную информацию о каждом факте взвешивания. Основание, вид отходов, времена и фотографии всех ключевых событий, таких как заезд, взвешивание на въезде, включая фото 
с камеры, направленной в кузов, проход радиационного контроля, время пребывания на объекте, выезд. 
При этом в случае любого несоответствия, например, забыли выписать пропуск или закончились деньги, водителю не нужно возвращаться 
в офис для оформления нового пропуска, все делается в режиме онлайн. Никому не нужно собирать корешки от пробитых талонов. Полная прозрачность.
При этом всю электронную карточку мы без проблем выгружаем в любые смежные системы, мало того, мы можем подключить в дополнение к собственному электронному пропуску любые внешние электронные талоны и использовать модель «пропускать, только если есть все электронные пропуска». Именно в этой модели двойного контроля совместно с Министерством экологии Московской области работают все автоматизированные объекты инфраструктуры региона. Именно в этой модели мы выстраиваем сотрудничество с ППК РЭО. Наша система поддерживает передачу необходимых данных (факт заезда, весовые характеристики) в федеральную государственную систему учета твердых коммунальных отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 26.12.2022 № 919 «Об установлении состава, сроков и периодичности размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов субъектами, размещающими информацию в данной системе».

‒ Как внедрение АИС «Отходы-Инфраструктура» позволяет собственнику объекта получить выгоду от цифровизации? Ведь это для собственника фактически дополнительные затраты, и не всегда очевидно, что эти затраты могут отбиться. Или я не прав?
‒ В процессе постепенного внедрения системы мы видели, что прозрачность любят далеко не все. Водители могут договориться с управляющим 
полигона о бесконтрольном завозе отходов, и владелец полигона об этом даже не узнает. Диспетчеры иногда пытались внести правки в автоматическое взвешивание, занизив вес. На этапе постепенного перехода от бумажного талона к электронному мы использовали два талона одновременно и фиксировали попытки создания копий бумажных талонов, проездов по талонам другой организации. Мы аккуратно и деликатно собирали всю информацию для владельца полигона не как повод для наказаний отдельных лиц, а как демонстрацию возможности того, что при помощи системы можно задать принципиально новый, полностью прозрачный формат работы, в котором фиксируются даже не факты нарушений, а попытки что-то нарушить. И нам это без преувеличения удалось. Невозможно оценить, сколько водителей проезжали в прошлом по поддельным бумажным талонам или без них, но мы точно можем сказать, что после десятка неуспешных попыток водители перестали пытаться это сделать. И это прямая выгода от использования нашей системы.

АИС «ОТХОДЫ-ИНФРАСТРУКТУРА» ПОДДЕРЖИВАЕТ ПЕРЕДАЧУ НЕОБХОДИМЫХ ДАННЫХ В ФГИС УЧЕТА ТКО.

‒ Василий, какие планы на будущее с точки зрения развития функционала?
‒ Сейчас у нас более 30 автоматизированных объектов, подключенных к единому цифровому пространству АИС «Отходы». В том числе недавно построенные абсолютно с нуля современные МПК в Московской области. На каждом объекте стоит полный набор оборудования, включая рамки радиационного контроля, несколько КПП, весовую группу из 4 реверсивных весов, блоки технологических весов, систему учета выработки вторичного сырья на заводе. Сделаны отдельные серверные помещения с резервированием оборудования. Каждый проезд дополнительно контролируется Министерством экологии Московской области. Эти объекты можно по праву считать локомотивами нового стандарта, они показывают всей отрасли, как можно выстроить работу. И наблюдая за отраслью в целом, мы понимаем, что постепенно этот стандарт станет массовым. 
В  то же время мы не стоим на месте, понимая, что пока разные регионы с разной скоростью будут переходить на новый стандарт, мы можем 
пойти чуть дальше. Мы решили перейти от интерактивной мнемосхемы движения транспортного средства по объекту обращения к полной интерактивной цифровой модели МПК. 
И у нас уже есть прототип, в котором все движения оцифрованы в 3D на основе данных реального времени: шлагбаумы поднимаются и опускаются, табло дублируются, аватары машин перемещаются, данные взвешивания отображаются. Уверены, этот продукт будет востребован в ближайшем будущем, времена меняются, и мы с улыбкой оглядываемся на тот период, когда диспетчер фиксировал данные в тетрадке взвешивания, писал на бумажном талоне водителя вес и отрывной корешок нанизывал на специальный штырь. 
Когда-то и цифровая 3D-модель полигона c живыми данными станет обычной практикой как для диспетчеров, так и для управленцев любого уровня.

Источник: ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ИЮНЬ 2023

В. М. Селиванов, директор по разработке продуктов компании «ТКО-Информ" 






Закажите консультацию
Организация*
ФИО*
Должность*
Телефон
E-mail*
Ваше сообщение
Закажите консультацию
Организация
ФИО*
Должность
Телефон*
E-mail*
Ваше сообщение
Заказать обратный звонок
Ваш номер телефона*
Заказать демонстрацию системы
Ваше имя
Ваш e-mail*
Телефон для связи
Консультация специалиста
Ваше имя*
Адрес электронной почты*
Телефон для связи
Вопрос или сообщение